VadimVasenin / Depositphotos.com
В начале этого года Правительство России утвердило Стратегию развития индустрии по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года. Одна из основных ее целей – обеспечить большое применение отходов в качестве вторичного сырья для изготовления новой продукции либо как минимум для получения энергии.
Согласно данным Минпромторга России, в промышленном производстве употребляется не более 52% образующихся каждый год и требующих переработки для вовлечения во вторичный оборот отходов (их годовой количество образовывает около 400 млн тысячь киллограм: приблизительно 350 млн тысячь киллограм приходится на отходы производства, 50 млн тысячь киллограм – на жёсткие коммунальные отходы). Аналогичная обстановка с не требующими дополнительной обработки отходами от добычи нужных ископаемых, которые относятся к V классу опасности: из образующихся в год 5 млрд тысячь киллограм употребляется приблизительно 53%, другое временно размещается в местах хранения либо захоранивается.
Кроме вопросов об обращении с отходами производства и ТКО, особенного внимания заслуживает размещение очень страшных отходов, считают эксперты. Напомним, Минприроды России подготовило закон2, предполагающий утверждение федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности и наделение корпорации "Росатом" статусом федерального оператора по обращению с этими отходами. В случае принятия документа организации и ИП, в следствии деятельности которых образуются очень и высокоопасные отходы, смогут или, как и прежде, самостоятельно осуществлять сбор, транспортировку, обработку, утилизацию и обезвреживание отходов (при наличии соответствующей лицензии), или передавать их федеральному оператору. "Мы поддерживаем предложение Минприроды о создании федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности. Не все предприятия желают сами ими заниматься, в силу того, что, к примеру, в год у них образуется только пару десятков килограммов таких отходов, так что большой игрок будет нужен. Но он не должен стать посредником, который, получая плату в рамках установленного тарифа на услуги федерального оператора, заключит контракты субподряда с объектами, которые сейчас являются полулегальными полигонами либо объектами переработки", – выделил Ринат Гизатулин.
Глава Комитета Государственной думы по экологии и охране внешней среды Владимир Бурматов со своей стороны заявил о необходимости устранения пробелов в нормативном регулировании обращения медицинских отходов. Невозможность их размещения на полигонах ведет к тому, что ежегодно практически 2 млн тысячь киллограм отходов, в частности токсичных, инфицированных и радиоактивных, вывозится на несанкционированные свалки, выделил специалист.
В заключение специалисты подчернули, что уже сейчас стоит решить о том, где будут размещаться возрастающие в связи с проведением реновации объемы строительных отходов.
______________________________
В начале этого года Правительство России утвердило Стратегию развития индустрии по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года. Одна из основных ее целей – обеспечить большое применение отходов в качестве вторичного сырья для изготовления новой продукции либо как минимум для получения энергии.
Согласно данным Минпромторга России, в промышленном производстве употребляется не более 52% образующихся каждый год и требующих переработки для вовлечения во вторичный оборот отходов (их годовой количество образовывает около 400 млн тысячь киллограм: приблизительно 350 млн тысячь киллограм приходится на отходы производства, 50 млн тысячь киллограм – на жёсткие коммунальные отходы). Аналогичная обстановка с не требующими дополнительной обработки отходами от добычи нужных ископаемых, которые относятся к V классу опасности: из образующихся в год 5 млрд тысячь киллограм употребляется приблизительно 53%, другое временно размещается в местах хранения либо захоранивается.
Изучить мотивировки судебных решений о привлечении лиц к суду за нарушение правил обращения экологически страшных веществ и отходов (ст. 247 УК РФ) возможно в "Энциклопедии судебной практики" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на трое суток!
Получить доступ Незаинтересованность производителей в максимально полном вовлечении отходов во вторичное производство Сейчас обусловлено, согласно точки зрения специалистов, несколькими причинами. В частности:- отсутствием нормативно закрепленного понятия "вторичные ресурсы", в связи с чем к полученному при переработке сырью используются те же нормы и требования, что и к отходам. Как сказал на организованной газетой "Ведомости" конференции "Экологическая модернизация производственно-промышленного сектора экономики России" помощник директора Департамента металлургии и материалов Минпромторга России Роман Куприн, министерство уже подготовило закон, определяющий, что вторичные ресурсы – это "продукция, полученная в следствии рекуперации либо обработки отходов, для компонентов которых имеется целесообразность в утилизации". Данным положением предлагается дополнить ст. 1 закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (потом – Закон № 89-ФЗ);
- слишком мало высокими для стимулирования переработки нормативами утилизации. Так, самый большой норматив утилизации в текущем году – 25%, в следующем – 35%, в 2020 году – 45%. Наряду с этим, по словам Романа Куприна, обширно распространена практика, когда предприятия, самостоятельно не утилизирующие образующиеся отходы, вместо уплаты экологического сбора (п. 7 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ) берут справки об утилизации их отходов другими фирмами. В следствии в прошедшем сезоне взимание экологического сбора обеспечило поступление в бюджет 1,3 млрд руб. вместо прогнозируемых 6 млрд;
- отсутствием спроса на вторичные материальные ресурсы. Очевидно, не все образующиеся на предприятии отходы могут и будут использованы как вторсырье на этом же предприятии. "Сейчас спроса на отходы, которые даже в чистом виде являются сырьем, нет. Он появится, мы это понимаем. Но пока нам несложнее увезти отходы на полигон, нежели держать на балансе как вторичные материальные ресурсы", – отметил помощник генерального директора компании "УРАЛХИМ" Ринат Гизатулин. Исходя из этого дополнительным стимулом вовлечения отходов в оборот, согласно его точке зрения, может стать внесение поправок в законодательство, в частности налоговое, разрешающих официально и не через чур затратно содержать вторичное сырье на балансе в течение продолжительного срока (7-10 лет).
Кроме вопросов об обращении с отходами производства и ТКО, особенного внимания заслуживает размещение очень страшных отходов, считают эксперты. Напомним, Минприроды России подготовило закон2, предполагающий утверждение федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности и наделение корпорации "Росатом" статусом федерального оператора по обращению с этими отходами. В случае принятия документа организации и ИП, в следствии деятельности которых образуются очень и высокоопасные отходы, смогут или, как и прежде, самостоятельно осуществлять сбор, транспортировку, обработку, утилизацию и обезвреживание отходов (при наличии соответствующей лицензии), или передавать их федеральному оператору. "Мы поддерживаем предложение Минприроды о создании федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности. Не все предприятия желают сами ими заниматься, в силу того, что, к примеру, в год у них образуется только пару десятков килограммов таких отходов, так что большой игрок будет нужен. Но он не должен стать посредником, который, получая плату в рамках установленного тарифа на услуги федерального оператора, заключит контракты субподряда с объектами, которые сейчас являются полулегальными полигонами либо объектами переработки", – выделил Ринат Гизатулин.
Глава Комитета Государственной думы по экологии и охране внешней среды Владимир Бурматов со своей стороны заявил о необходимости устранения пробелов в нормативном регулировании обращения медицинских отходов. Невозможность их размещения на полигонах ведет к тому, что ежегодно практически 2 млн тысячь киллограм отходов, в частности токсичных, инфицированных и радиоактивных, вывозится на несанкционированные свалки, выделил специалист.
В заключение специалисты подчернули, что уже сейчас стоит решить о том, где будут размещаться возрастающие в связи с проведением реновации объемы строительных отходов.
______________________________
1 Проект закона "О внесении изменений в закон "О промышленной политике в РФ" (в части применения мер стимулирования к субъектам деятельности в сфере индустрии, применяющим объекты промышленной инфраструктуры и оборудование, находящиеся в составе экотехнопарка) размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/03-18/00079276).
2 Проект закона "О внесении изменений в закон "О Государственной корпорации по ядерной энергии "Росатом" и закон "Об отходах производства и потребления" размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/02-18/00078522).
2 Проект закона "О внесении изменений в закон "О Государственной корпорации по ядерной энергии "Росатом" и закон "Об отходах производства и потребления" размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/02-18/00078522).
Комментариев нет:
Отправить комментарий